С психологической точки зрения, подростковый возраст считается одним из сложных периодов, когда ребенок пытается проявить свое “Я”, считает, что его не понимают. Любые мелочи кажутся ему чуть ли ни концом света, а разногласия с ровесниками или родителями воспринимает болезненно, что влечет за собой агрессивное поведение или наоборот – депрессивные состояния. Если не наладить отношения с подростком, большая вероятность того, что у него проявится аддиктивное поведение.
Группы риска
Аддиктивное поведение — это модель, при которой ребенок стремится уйти от реальных проблем за счет изменения собственного сознания при помощи употребления некоторых веществ. Важное место отводится и доступности запрещенного вещества, ситуации в семье, педагогической запущенности, отсутствии доверительных отношений с родственниками и сверстниками.
На практике выделяют три основных этапа:
- первые пробы;
- поисковый полинаркотизм;
- фоновый полинаркотизм, когда поведение перерастает в болезнь.
Переход к каждому этапу зависит от нескольких фактором, которые условно разделяют на:
- социальные;
- социально-психологические;
- индивидуально-психологические;
- биологические факторы.
Особое внимание уделяется именно социальным факторам, когда подросток имеет доступность к запрещенным веществам, у него отсутствуют культурные традиции, контрастность жизненных уровней. В группе риска находится следующая категория детей:
- неблагоприятная микросоциальная среда;
- неправильное воспитание;
- педагогическая запущенность;
- принадлежность к асоциальной группе.
Родители при внимательном отношении могут защитить ребенка, главное вовремя обратить внимание на изменения в поведении. Часто возникает у подростков, которые:
- не умеют вести с собой внутренний диалог;
- незрелость личности;
- имеют низкую сопротивляемость к воздействию стрессов;
- по природным особенностям характера и психической организации.
Психологическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение детей — надежная профилактическая мера, позволяющая выработать умение контролировать собственное состояние и переживать трудности без употребления химических веществ.
Психолого-педагогическое содействие является комплексом психологических мер, позволяющих создать подходящие для благополучного эмоционального развития условия жизни. Данный набор мероприятий позволяет исключить рецидивы у ранее имевших пристрастие к наркотикам снизить желание употреблять запрещенные вещества.
Профилактика включает:
- регулярно распространять информацию о вреде и опасности употребления ПАВ;
- формировать жизненные навыки, необходимые для выстраивания правильной модели;
- мероприятия, укрепляющие здоровье;
- развитие альтернативной деятельности.
Комплекс мер оказывает всестороннее положительное воздействие, чем снижает риск развития аддиктивного состояния.
Куда обратиться за помощью?
Родители, заметившие аддиктивные наклонности, могут обратиться за консультацией к психологам некоммерческой организации «Вектор жизни». Специалисты подскажут, как нужно вести себя с таким ребенком, чтобы не усугубить его состояние, помогут выбрать медицинское учреждение, оказать помощь.