Компьютерная зависимость у подростков представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современного цифрового общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году игровое расстройство было официально включено в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) как диагностируемое психическое состояние. По последним исследованиям ВОЗ, проблемное использование социальных медиа среди подростков выросло с 7% в 2018 году до 11% в 2022 году, а риск проблемного поведения в отношении цифровых игр затрагивает 12% подростков.
Распространенность проблемы особенно высока среди детей и подростков – метаанализ показывает, что распространенность игрового расстройства составляет 6,6% в этой возрастной группе, что почти в два раза превышает показатели молодых взрослых. В России, согласно методическим рекомендациям Минздрава, до 23% детей и подростков страдают от зависимости от смартфонов. Мальчики подвергаются почти в два раза большему риску развития игровой зависимости, проводя в среднем 2 часа 19 минут в день за видеоиграми.
Медицинское значение проблемы подчеркивается тем, что компьютерная зависимость может оказывать негативное влияние на здоровье, социальные отношения и академическую успеваемость, с возможными последствиями, сохраняющимися во взрослом возрасте.
Причины развития компьютерной зависимости
Нейробиологические механизмы играют ключевую роль в формировании зависимости. Компьютерные игры и интернет-активности активируют систему вознаграждения мозга, вызывая выброс дофамина аналогично другим видам зависимости. У подростков, находящихся в периоде интенсивного развития мозга, особенно уязвима префронтальная кора, ответственная за контроль импульсов и принятие решений.
Психологические факторы включают потребность в самореализации, стремление к эскапизму от жизненных проблем, низкую самооценку и трудности в социальной адаптации. Исследования показывают, что подростки с компьютерной зависимостью характеризуются наименьшей удовлетворенностью жизнью, отношениями с близкими и социальным статусом, а также повышенной импульсивностью и низкой активностью.
Социальные и семейные причины включают семейные проблемы, недостаток внимания со стороны родителей, буллинг в школе, отсутствие интересных альтернативных занятий в реальной жизни. Защитными факторами выступают родительская осведомленность о действиях ребенка и позитивные родительские практики, в то время как плохое воспитание и семейная дисгармония повышают риск развития зависимости.
Возрастные особенности делают подростков особенно уязвимыми – период 14-16 лет характеризуется повышенной чувствительностью к вознаграждению и недостаточным развитием исполнительного контроля. Именно в этом возрасте формируются важные жизненные навыки и социальные связи, которые могут быть нарушены чрезмерным использованием цифровых технологий.
Клинические проявления и диагностические критерии
Основные симптомы согласно критериям DSM-5 включают поглощенность играми, симптомы отмены при невозможности играть (грусть, тревожность, раздражительность), толерантность с необходимостью проводить больше времени за играми, неспособность уменьшить время игры и безуспешные попытки прекратить.
Поведенческие проявления характеризуются потерей контроля над временем, проведенным за компьютером, отказом от социальных контактов и увлечений в пользу цифровых развлечений, обманом родителей относительно времени, потраченного на игры. Подростки могут прогуливать школу, пренебрегать домашними заданиями и личной гигиеной.
Физические симптомы включают нарушения сна, головные боли от напряжения глаз, боли в спине, развитие туннельного синдрома запястья от длительной работы с мышкой. Наблюдается ухудшение физического состояния из-за снижения двигательной активности, нерегулярного питания и нарушения режима дня.
Психологические нарушения проявляются повышенной раздражительностью и тревожностью при отсутствии доступа к компьютеру, снижением академической успеваемости, социальной изоляцией. Характерно развитие “синдрома упущенной выгоды” (FOMO) – навязчивого беспокойства о том, что происходит в интернете в их отсутствие.
Коморбидные состояния часто включают депрессию (89%), тревожные расстройства (92%), СДВГ (85%) и социальные проблемы (75%). Метаанализ показывает, что психопатологические симптомы, особенно интернализирующие (депрессия, тревожность), являются значимыми предикторами развития игрового расстройства.
Методы лечения и реабилитации
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее изученным и эффективным методом лечения компьютерной зависимости у подростков. КПТ фокусируется на изменении дисфункциональных мыслительных паттернов, обучении навыкам совладания со стрессом и развитии альтернативных способов получения удовольствия.
Семейная терапия играет критически важную роль, поскольку вовлекает родителей в процесс лечения и помогает восстановить здоровые семейные отношения. Программы, основанные на работе с родителями, показали эффективность в профилактике и лечении игрового расстройства, включая модули родительского мониторинга, заботы и психообразования.
Комплексный подход может включать индивидуальную психотерапию, групповую терапию, семейное консультирование и, при необходимости, медикаментозное лечение коморбидных состояний. Медикаментозная терапия показана только в случаях, когда зависимость приводит к развитию депрессивных расстройств или других серьезных психических проблем.
Техники майндфулнесс и методы релаксации помогают подросткам развивать навыки саморегуляции и управления импульсами. Обучение техникам глубокого дыхания и абдоминального дыхания может помочь при симптомах тревожности.
Профилактика и рекомендации
Временные ограничения согласно рекомендациям Минздрава России должны соответствовать возрасту: для 1-2 классов – не более 1 часа 20 минут в день, 3-4 классы – 1,5 часа, 5-9 классы – 2 часа, старше 15 лет – 2,5 часа. Младшим школьникам не следует пользоваться мобильным интернетом более 10 минут за сеанс.
Роль родителей включает личный пример ответственного использования технологий, создание списка совместных дел и развлечений, контроль контента и времени использования устройств. Важно формирование цифровой грамотности и обучение критическому мышлению при работе с интернет-ресурсами.
Образовательные программы в школах должны включать компоненты по ответственному и безопасному использованию цифровых технологий, развитию навыков критического мышления и формированию здорового отношения к онлайн-играм.
Альтернативные активности должны включать физическую активность, творческие занятия, социальное взаимодействие в реальном мире. ВОЗ рекомендует инвестировать в создание школьной среды, способствующей укреплению здоровья, и улучшать доступность услуг по охране психического здоровья для подростков.
Компьютерная зависимость у подростков требует комплексного подхода, включающего раннее выявление, профессиональное лечение и активное участие семьи. Успех терапии зависит от своевременного вмешательства и создания поддерживающей среды для здорового развития подростка в цифровую эпоху.
Список используемой литературы:
-
Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). Игровое расстройство. 2018.
-
Европейское региональное бюро ВОЗ. Электронные устройства и психическое здоровье подростков. 2024.
-
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей использованию мобильного телефона. 2024.
-
Министерство просвещения Российской Федерации. Методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди детей и молодежи. 2024.
-
Park J.J. et al. Treatment of Gaming Disorder in Children and Adolescents: A Systematic Review. Journal of Behavioral Addictions. 2025.
-
Falcione K. et al. Psychopathology and Gaming Disorder in Adolescents. JAMA Network Open. 2025.
-
American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Internet Gaming Disorder. 2013.
-
Пережогин Л.О., Федонкина А.А. Интернет-зависимость: предпосылки формирования, клиническая картина, лечение и профилактика. ФГБУ “НМИЦ ПН им. В.П. Сербского” Минздрава России. 2024.